• Главная
  • О сайте
  • Обратная связь
  • Марморино

    Статья Видеогалерея

    МармориноМарморино, известная как классическая венецианская штукатурка, состоит из двух элементов - гашеной извести и мраморной пыли. Этот прекрасный состав обладает уникальной способностью контролировать влажность и не допускать образование плесени на протяжении долгого времени. Более того, марморино высоко цениться за свой эстетический эффект. Её часто применяют в представительских местах (например, в приемных резиденций). В качестве альтернативы мрамору и керамике она используется для декорирования ванных комнат. С итальянского языка термин «искусственный мрамор», но на самом деле он охватывает много значений.

     

    Когда-то при производстве штукатурки замена песка мраморной пылью привела к созданию раствора белого цвета, характеризующегося высокой однородностью (после высыхания он полностью состоит из карбоната кальция). Карбонат кальция имеет кристаллическую морфологию - форму, придающую яркость и особый блеск штукатурке. Марморино замечательно имитирует мрамор, о чем известно было уже в Древнем Риме. Но происхождение этой декоративной штукатурки имеет корни в культуре Древней Греции или даже в более древних цивилизациях.

     

    Вообще использование полированных и цветных штукатурных покрытий восходит к цивилизации Древнего Египта. По меньшей мере, четыре тысячи лет назад в Египте внутренние стены камер в пирамидах были отделаны чрезвычайно изысканной и прочной штукатуркой. Известно, что древнеегипетские мастера были знакомы с известью и использовали её в качестве базовых слоев, но они отдавали большее предпочтение обожженному гипсу. Считается, что египетские технологии оказали значительное влияние на минойскую цивилизацию Крита, где штукатурные покрытия широко использовались в архитектуре и дизайне интерьеров. Однако имелось отличие: минойцы использовали известь вместо гипса. И во дворцах и храмах они применяли для украшения стен технику буон фреско»(пигменты накладываются на влажную штукатурку), тогда как египтяне предпочитали «фреско-секко»

    Марморино

     

     

    В Древней Греции техника строительства совершенствовалась наравне с искусством. Храмы строили исключительно из камня, преимущественно из крупнозернистого известняка (страна обладала неистощимыми запасами этого легко добываемого и удобного для обработки строительного материала). Цемент не использовался вообще, камни обтесывали настолько аккуратно и тщательно, настолько точно пригоняли их один к другому, что они крепко держались на своих местах. Поверхности стен покрывали слоем штукатурки из извести из мраморной крошки.

     

    О применении марморино в отделке зданий в римские времена известно из трактата Витрувия  Десять книг об архитектуре (первый век до нашей эры). Раствор наносили на несколько предварительных слоев (в общей сложности около десяти сантиметров) для создания твердой и гладкой поверхности. Иногда первые слои состояли из извести и терракоты. Будучи пористыми материалами, они абсорбировали большое количество растворимых солей, пока кладка сохранялась влажной. Очевидно то, что, помимо тщательной организации работы, достижение эффективного результата требовало значительных физических затрат при прессовании инертного материала (из замеса необходимо было выделять воду).

     

    В средние века штукатурка с мраморной пылью использовалась только для последнего слоя - под краску (или фреску). Ареал её использования - область Адриатики. Организация работы не включала слишком сложные процессы: только в единственном трактате написано, что штукатурка с мраморной пылью наносилась на поверхность слоем в два-три миллиметра и выравнивалась.

    Марморино

    Возрождение марморино состоялось в эпоху Ренессанса. Она стала частью общего внимания к классической культуре. О «новой штукатурке» узнали после переоткрытия труда Витрувия в пятнадцатом веке. Вполне соответствуя эстетическим требованиям, продиктованным классическим идеалом, она стала особенно модной в Венеции.

    Итак, «спатолато венециано»- венецианская штукатурка под мрамор. С конца пятнадцатого века ею покрывают ряд зданий. Изначально применяли только полировку раствором из извести и мраморной крошки на слое штукатурки (с песком), известной сегодня как декоративная техника «спатолато ди кальче». Это несложная техника, хотя и требующая некоторой ловкости и небольшого опыта (название её происходит от слова «спатола»- шпатель). Постепенно она развилась в технику марморино на слое коччопесто.

     

    Коччопесто - водонепроницаемый строительный материал, используемый для облицовки стен и покрытия полов, из терракотовой крошки и мальты (строительного раствора) на основе воздушной извести. Его изобрели в городе Сигна в Древнем Риме, где он был известен как «Опус сигнинум»(Витрувий подробно описывает его производство и использование).

     

    Первое упоминание об отделке марморино в Венеции содержится в договоре строительного подряда 1473 года с монахинями из Санта-Кьяра, монастыря, расположенного на острове Мурано. В документе говорится, что стены должны быть обработаны известью и коччопесто, прежде чем будут покрыты штукатуркой из извести с мраморной пылью («ла польвери ди мармо».

    Марморино

     

    Элегантная отделка характерна для большинства венецианских зданий, построенных в эпоху Высокого Возрождения, вдоль Гранд-канала, в других культурно-исторических центрах региона Венето. Марморино «представлено» в выдающихся архитектурных шедеврах великих художников - Якопо Сансовино, Андреа Палладио, Винченцо Скамоцци. Такие творения как Новые Прокурации (Винченцо Скамоцци), церковь Иль Реденторе и собор Сан-Джорджо Маджоре, вилла Фоскари в Мира и вилла Барбаро в поселке Мазер, построенные по проектам Андреа Палладио, базилика Сан-Марко (Якопо Сансовино) известны во всем мире, в том числе благодаря драгоценной отделке, имитирующей благородный мрамор.

     

    Популярность марморино в Венеции продиктована двумя факторами. Для города, расположенного на воде, перевозка песка для изготовления штукатурки представлялась большой проблемой, также как и утилизация отходов. Применение марморино являлось функциональным и по той причине, что подслой (коччопесто) получали, используя отходы от терракотовой черепицы для крыш.

     

    Второе соображение заключалось в том, что результат был превосходен в эстетическом отношении. Преобладало возвращение к классической греко-римской традиции. К тому же тяжесть конструкции на фундамент оказывалась минимальной по сравнению с покрытием фасадов плитами из натурального камня.

     

    Семнадцатый и восемнадцатый века - период, когда облицовка марморино получила наивысший расцвет, особенно в Венето. Слой из извести и мраморной пыли формировали уже большей толщины (около четырех миллиметров), а обработка выполнялась с использованием инструментов широкого размера, позволявших выравнивать поверхность идеально. Исходя из климатических особенностей региона, при облицовке стен всегда настаивали на слое из извести и коччопесто. Благодаря тем техническим и декоративным достижениям, которые характеризуют многие здания в Венето, появилось альтернативное название, относящееся ко всем слоем штукатурки в совокупности, - «Мраморино Венециано».Марморино

     

    Леон Баттиста Альберти в своей работе «Десять книг о зодчестве» рассказывает, что поверхности стен дополнительно обрабатывали разогретой смесью из воска, душистой смолы мастикового дерева и небольшого количества растительного масла, чтобы усилить блеск и устойчивость к атмосферным воздействиям.

    В девятнадцатом веке из-за высокой стоимости рабочей силы и слишком кропотливой обработки традиционная древняя техника применяется все реже, появляются дешевые рецепты «марморини» на основе гипса и клея, которые проще было бы назвать шпатлёвками.

     

    Только в конце 1970-х годов, в первую очередь благодаря гениальному архитектору и дизайнеру из Венеции Карло Скарпа, активно применявшему в своих проектах марморино, великолепная отделочная техника вернула себе пристальный интерес ведущих архитекторов и дизайнеров.

    ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
    / все статьи раздела